ДонНТУ          Страничка магистров ДонНТУ          Поисковая система ДонНТУ

Главная


Лемешко Михаил Владимирович

Факультет экономики и менеджмента. Специальность: "Международная экономика"

Тема магистерской работы: "Разработка методов по улучшению инвестиционной привлекательности предприятий украинской автомобильной промышленности"



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Характеристика украинского автомобильного рынка в современный период

2. Перспективы развития украинского автомобильного рынка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

ВВЕДЕНИЕ

Украинская автомобильная промышленность переживает сейчас не лучшие времена: национальных производителей очень мало, а их продукты уже сейчас практически не соответствуют мировым стандартам.

Процессы по приходу иностранных партнёров и инвесторов очень долгие, а без этого, скорее всего не получится "поднять" эту отрасль нашей промышленности: нужны огромные средства и капитальные вложения в существующие предприятия, чтобы переоснастить их оборудование, большинство из которого если ещё не выработало свой ресурс, то наверняка устарело и морально и технически.

Ситуация осложняется ещё и тем, что наше правительство никак не может выбрать путь, которого следует придерживаться при становлении автопроизводства в стране. С течением времени принимаются законы, которые противоречат уже принятым, что естественно не может благоприятно сказываться на развитии отрасли.

В этой работе будет описана существующая ситуация на украинском автомобильном рынке и показаны те возможности для привлечения инвестиций в нашу страну и автомобильную промышленность в частности, которые имеют место на настоящем этапе.

Эта проблема плохо освещена в какой-либо литературе и удавалось найти лишь небольшие статьи, которые характеризуют исследуемый процесс лишь с какой-то одной, достаточно узкой стороны.


1. ХАРАКТЕРИСТИКА УКРАИНСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД


В последнее время складывается впечатление, что производство автомобилей в Украине круто пошло вверх: в марте 2002 Президент, несмотря на предвыборную лихорадку в стране, успел побывать сразу на двух отечественных автомобильных заводах - "Еврокар" в Закарпатье и "АвтоЗАЗ-Дэу" в Запорожье. Настоящей сенсацией выглядит начало сборки новейших марок Mercedes на предприятии, которое еще несколько лет назад специализировалось исключительно на "Запорожцах". Вдобавок Луцкий автозавод отрапортовал о собранном 10000-м ВАЗе и начале производства новой модели ЛуАЗ.

Поскольку в условиях рыночной экономики рост производства невозможен без увеличения спроса на выпущенные товары, то главную причину успехов отечественного автомобилестроения, по-видимому, следует искать именно в росте продаж. А за первую половину 2002 года продажи автомобилей в Украине по сравнению с аналогичным периодом 2001 года возросли практически вдвое. А уже по итогам 2003 года иномарок было продано больше чем авто российской сборки (переломным моментом стал август-сентябрь) и структура продаж машин в 2003 году выглядит теперь так:

Распределение продаж новых легковых автомобилей по маркам

Конечно, вполне логично, что самые ходовые на отечественном рынке автомобили выпускаются в Украине - это ВАЗ (их собирают в Луцке и Херсоне), "Таврия", "Славута", "Дэу" (производитель - СП "АвтоЗАЗ-Дэу"), ГАЗ "Волга" (Симферополь, Кременчуг, Чернигов), Skoda (Закарпатье).

Производство легковых автомобилей в Украине в январе-июле 2002 года возросло на 80,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - до 18986 шт., а производство грузовых автомобилей сократилось на 62,3% - до 1243 шт. В 2003 году украинский рынок поглотил 154,7 тысяч иномарок, тогда как в 2002 году этот показатель составлял около 117 тысяч штук.

Сокращение объёмов производства грузовиков связано, в частности, с отказом владельцев российского ОАО "ГАЗ" от сборки российских автомобилей на ряде украинских предприятий. Помимо того, по итогам семи месяцев почти вдвое сократилось производство в холдинговой компании "АвтоКрАЗ" - до 697 автомобилей. В частности, из-за того, что в первом полугодии 2001 г. украинский экспорт в Россию ещё не облагался налогом на добавленную стоимость. Вместе с тем, в июле по сравнению с июнем зафиксирован рост выпуска грузовых автомобилей на 87% - до 286 шт, тогда как выпуск легковых сократился на 22,2% до 2924 шт.

Производство автобусов в январе-июле в Украине сократилось более чем вдвое - до 304, при этом в июле их было выпущено всего семь, или 58,3% от июньского уровня.

В июле 2002 года был зафиксирован своеобразный рекорд по продажам новых автомобилей. По данным "AUTO-Consulting", в Украине было продано свыше 11 тысяч автомобилей за месяц. По сравнению с аналогичным периодом 2001 г. было продано на 92% больше автомобилей. Рост продаж по итогам 7 месяцев составил 91,6%. Лидером, по-прежнему, остается ВАЗ, у которого почти 54% рынка. Вторую и третью позиции прочно удерживают DAEWOO и ЗАЗ, владея 16,5% рынка. На четвертом месте - Skoda. Пятую позицию на украинском рынке отвоевала Toyota, у которой чуть более 3% рынка. Заметим, что значительных успехов добился Volkswagen. Сенсацией июля стал "рывок" Mitsubishi, которой удалось опередить и Nissan и Opel. Японский производитель закрепил за собой более 2% украинского рынка. Июль был последним месяцем украинского автомобильного бума в 2002 г. Уже в августе была введена 32%-ая пошлина на ВАЗы, что не преминуло сказаться на общих объёмах рынка.

На украинском рынке новых автобусов и грузовых автомобилей наблюдается рост продаж, причем темпы роста опережают легковой рынок. Так, если продажи новых легковых автомобилей увеличились почти на 90% по сравнению с первым полугодием 2001 г., то на рынке автобусов наблюдается рост продаж на 167%. Лидером на рынке новых автобусов, как и за полугодие прошлого года, остается ПАЗ. Его доля на рынке составляет более 50% (в то время как за 6 месяцев 2001 г. - 37%). За ПАЗом следуют ЛАЗ и "Богдан". Более 75% новых продаж составляют автобусы малого класса, а наибольшая динамика продаж наблюдается в среднем классе. Новых автобусов среднего класса было продано почти в 5 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рынок грузовых автомобилей вырос на 38,82% по сравнению с 6 месяцами 2001 г. Лидером является ГАЗ, который оттеснил ЗИЛ и МАЗ (за полугодие 2001 г. занимали 1-е и 2-е места соответственно). Очень интересная ситуация в классе грузовых автомобилей полной массой свыше 16 т. Лидером является МАЗ (более трети продаж в классе). Однако самой продаваемой моделью в классе по итогам полугодия стал обновленный Volvo FH12, несколько опередив Scania 114.

Украинско-корейское "АвтоЗАЗ-Daewoo" в первом полугодии увеличило объемы продаж на 43,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За шесть месяцев было продано 8982 автомобиля, тогда как в январе-июне 2001 г. - 6273шт. При этом объём производства возрос на 115% - до 9782 автомобилей.

В 2001 году на СП "АвтоЗАЗ-Daewoo" было собрано 14810 автомобилей семейства "Таврия" и корейских моделей. За те же два последних года они выражены 12956, 12654 проданными авто. И это притом, что по общепринятым критериям автозавод с аналогичными мощностями должен либо производить ежегодно 100 тыс. машин, либо вообще не работать, так как его деятельность экономически не выгодна. Тем не менее, о закрытии предприятия речь пока не идет. Оно работает. Хотя это определение весьма условно.

Из 18-тысячного коллектива в прошлом году в производстве были задействованы всего лишь около 8 тыс. человек. Остальным пришлось довольствоваться вынужденными отпусками с выплатой двух третей тарифной ставки, которая в среднем составила 149 грн. Разумеется, при столь мизерных объёмах производства и реализации это колоссальная нагрузка на бюджет предприятия, которое попросту не может быть прибыльным. Остатки инвестиций скорее рано, чем поздно будут истрачены, и тогда от банкротства ничто не спасет. Комплектующие предприятию, разумеется, производить невыгодно, но именно производство комплектующих составляет порядка 60% существующих мощностей. И чтобы его сохранить, ведется усиленный поиск партнеров, испытывающих потребность в силовых агрегатах, автосидениях, глушителях, бензобаках, прочих деталях и агрегатах, требующихся для автопроизводства.

Перспектива внедрения на зарубежные рынки, спору нет, заманчива, но, увы, ей не дано быть определяющей в судьбе предприятия, успех которого, по признанию руководства СП, зависит только от спроса в Украине. Это отнюдь не открытие. Об этом неоднократно говорилось еще в то время, когда создание совместного предприятия только планировали. Но в силу необъяснимых с позиций здравого смысла причин этому упорно не придавали значения.

Руководители СП заявляют, что недостаточный спрос обусловлен тем, что "марке еще не доверяют". Потребитель якобы не созрел в отличие от самих производственников. Чем это вызвано при наличии на складе нескольких тысяч нереализованных машин, вынудившем даже остановить конвейер, неизвестно. Зато на одной из недавних пресс-конференций было чётко определена причина создавшегося неблагоприятного положения: "Виновата в этом в первую очередь пресса, которая даёт не объективную информацию о наших автомобилях, а негативную".

Как бы то ни было "АвтоЗАЗ-Daewoo" больше не существует. 4 января 2003 года состоялась перерегистрация совместного предприятия ЗАТ "АвтоЗАЗ-Daewoo" в связи со сменой владельца 50% пакета акций предприятия и налаживанием производства автомобилей других марок, кроме Daewoo.

50% акций Совместного предприятия ЗАО "АвтоЗАЗ-Daewoo", принадлежащих южнокорейской компании Daewoo Motor продано швейцарской инвестиционной компании Hirsch & Cie, крупной финансово-инвестиционной компании, специализирующейся на долгосрочном производственном инвестировании. Соответствующее разрешение на заключение сделки дал Антимонопольный комитет Украины.

С момента объявления о банкротстве компании Daewoo Motor, южнокорейская сторона начала поиск покупателя своего пакета акций "АвтоЗАЗ-Daewoo". ОАО "Украинская автомобильная корпорация", как совладелец предприятия высказывала корейской стороне свои настоятельные пожелания о том, чтобы новый совладелец имел долгосрочные цели в Украине, был напрямую заинтересован в реальном развитии производства и принял на себя обязательства по участию в выполнении утвержденной инвестиционной программы.

Изначально предполагалось, что новым акционером (а одновременно - и партнером по производству) станет кто-то из известных мировых автопроизводителей. Однако, сложившаяся рыночная ситуация а также инвестиционный климат в Украине, не позволили найти покупателя среди крупных автомобильных концернов, готового к такому уровню участия в развитии украинской автомобильной промышленности (напомним, что и государственная доля "АвтоЗАЗа" Фондом госимущества Украины трижды выставлялась на конкурс в итоге была продана только с третьего раза).

Украинской автомобильной корпорации удалось найти надежных партнеров по производству автомобилей на мощностях Запорожского автозавода. Ими стали компании Opel и DaimlerChrysler. С этими компаниями заключены контракты на производство автомобилей (крупноузловое, а с сентября 2003 года - сварку, покраску и сборку автомобилей Opel Astra). Привлечение таких известных партнеров по производству дало возможность найти и стратегического финансового партнера.

АО "Украинская автомобильная корпорация" совместно со швейцарской инвестиционной компанией Hirsch & Cie нацелены на конструктивное сотрудничество, направленное на выполнение принятой инвестиционной программы, что даст возможность и в дальнейшем обеспечивать жизнедеятельность и развитие не только завода, но и более 400 его заводов-поставщиков в Украине, развивать производство и модельный рядотечественных автомобилей "Таврия" и "Славута", а также наладить на заводе производство автомобилей известных мировых марок.

Акционеры намерены всесторонне развивать бренд ЗАЗ, что подтверждает состоявшаяся 4 января 2003 года перерегистрация ЗАО "АвтоЗАЗ-Daewoo": сейчас предприятие называется ЗАО "ЗАЗ". Переименование предприятия связано также с началом производства автомобилей других марок, кроме автомобилей марки Daewoo.

Следует отметить, что уход южнокорейских акционеров не повлияет на производство и продажи автомобилей марки Daewoo в Украине. Украинский потребитель по-прежнему сможет покупать, а также получать качественный сервис автомобилей уже ставшей популярной в нашей стране марки. На сегодняшний день также ведутся переговоры о предоставлении ОАО "Украинская автомобильная корпорация" статуса дистрибьютора компании GMDaewoo Auto and Technology в Украине, что ещё больше расширит возможности по производству и поставке более широкой гаммы автомобилей Daewoo и запасных частей к ним.

Холдинговая компания "АвтоКрАЗ" - единственный отечественный производитель грузовых автомобилей. 86% акций принадлежит украинско-немецкому СП "Мега Моторс". Большая часть продукции (на сегодня 84%) традиционно поставлялась на российский рынок.

Прошедший год "АвтоКрАЗ" закончил с минусом в производстве (по отношению к позапрошлому году) и под знаком очередной реорганизации структуры управления.

Несколько лет подряд на "АвтоКрАЗе" стремились к ежегодному производству 4 тыс. автомобилей. Почему именно к такому количеству? Дело в том, что обеспечение продаж в таком объеме гарантирует рентабельную работу. Ни разу с момента падения производства, пик которого пришелся на 1999 год, ни при одном руководстве КрАЗовцы желанной отметки не достигли. Обратимся к статистике: в 1999 году было изготовлено 827 автомобилей; в 2000-м - 1428; в 2001-м - 2012, реализовано 1806; в 2002-м - реализовано 1408.

Мы видим, что в настоящее время в украинской автомобильной промышленности всё ещё наблюдается спад. Тем не менее, происходит ряд позитивных процессов, которые должны позволить украинскому автопрому медленно подниматься на ноги. В следующей главе мы посмотрим, какие изменения могут ожидать нашу промышленность в ближайшее будущее.


2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА


В наиболее привилегированном положении сегодня находится самый крупный украинский производитель - СП "АвтоЗАЗ-Daewoo". Еще в 1998 году под него был специально принят закон "О стимулировании автомобильной промышленности в Украине", согласно которому предприятие, в которое инвестировано 150 млн. долларов, получает целый пакет налоговых льгот сроком на 10 лет. В данном случае крупному автоинвестору даровано освобождение от налога на землю, на прибыль, НДС, а также возможность не платить пошлины при ввозе из-за рубежа комплектующих для изготовления автомобилей. Поскольку именно в то время 150-миллионную инвестицию внес корейский концерн Daewoo Motor Corp. в совместное предприятие с "АвтоЗАЗом", то данный проект и стал пользоваться указанными льготами.

Наряду с налоговыми послаблениями в законе о стимулировании автомобильной промышленности упоминается и об обязательствах. Например, предприятие должно было довести долю украинских комплектующих в выпускаемых им авто до 70%, не увольнять рабочих, и т.д. У "АвтоЗАЗ-Дэу" получилось не всё. Причин тому предостаточно: это и банкротство корейской корпорации, и объемы украинского рынка, недостаточные для создания производства современных комплектующих... Пришлось в конце прошлого года депутатам принимать еще один закон "О внесении изменений в законодательные акты Украины, касающиеся государственной поддержки отечественной автомобильной промышленности".

Согласно новому закону 70-процентную планку в отношении отечественных комплектующих отменили, а заодно установили льготы для других предприятий, выпускающих автобусы, грузовики и автокомплектующие. Зато для всех остальных субъектов внешнеэкономической деятельности были увеличены пошлины на большинство узлов, использующихся при сборке автомобилей, - двигатели, кузова, глушители и т.д. В результате льготный перекос только усилился. У держателя полного пакета привилегий, СП "АвтоЗАЗ-Дэу", еще больше возросли конкурентные преимущества перед другими украинскими автозаводами. Продукция, собранная на СП, получается значительно дешевле импортной или собранной на других украинских предприятиях. Неудивительно, что этим сразу же воспользовался собственник украинской части совместного предприятия - компания "Укравто" (импортёр ВАЗ, Toyota, Nissan, Mercedes и владелец большой сети сервисных станций). Заручившись поддержкой производителя, - DaimlerChrysler - "Укравто" начинает сборку самых популярных моделей Mercedes на мощностях СП "АвтоЗАЗ-Дэу".

Заметим, что немецко-американский концерн, как правило, практикует крупноузловую сборку автомобилей (прикрепление к кузову подвесок, двигателя с коробкой передач, глушителя и топливного бака), если в стране назначения слишком высокие импортные пошлины. Применительно к Украине и к СП "АвтоЗАЗ-Дэу" это позволяет снизить стоимость автомобилей для украинских потребителей почти на 10%.

Похоже, что Mercedes - это только начало. Льготы "АвтоЗАЗ-Дэу" стимулируют корпорацию "Укравто" подыскивать другие массовые модели авто, которые имели бы спрос на украинском рынке. Речь идёт об Opel. Компания Adam Opel AG и Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАО "ЗАЗ") подписали договор об импорте, окончательной сборке, дистрибуции и обслуживании ряда автомобилей марки Opel на территории Украины. В соответствии с данным соглашением, Запорожский автозавод будет производить сборку автомобилей марки Opel моделей Vectra, Astra и Corsa из ввозимых в страну машинокомплектов, а также осуществлять мелкоузловое производство (сварка, покраска, сборка) автомобилей модели Astra на заводе в г. Запорожье. Не стоит сомневаться, что при налаживании крупноузловой или полноценной сборки на этом предприятии любая модель для потребителя будет намного дешевле, чем собранная на другом украинском автозаводе.

ЗАО "Еврокар", выпускающее чешские Skoda, расположено в свободной экономической зоне Закарпатья. Оно имеет льготы при растаможивании производственного оборудования и, кроме того, при выпуске более 1000 автомобилей в год предприятие освобождается от уплаты акцизного сбора. Несколько подпортил закарпатскую схему вышеупомянутый закон "О внесении изменений…" - растаможка деталей для сборки Skoda существенно подорожала. Поэтому автомобили, вышедшие за ворота "Еврокара", оказались всего на 4% дешевле импортных. А это при средней цене автомобиля в 10 тыс. долларов (завод выпускает автомобили модельного ряда Octavia и планирует начать сборку автомобилей модели Fabia) не очень существенно для потребителя.

Более того, сейчас прорабатывается вопрос о сборке AUDI в Украине. Речь идет о крупноузловой сборке моделей А4 и А6 на одном из украинских предприятий. Инициатором сборочного проекта выступает официальный импортер AUDI AG в Украине - "Автомобильная группа Випос". Импортёр, заручившись поддержкой банковских структур и производственников, обратился с предложением в главный офис фирмы и там это предложение восприняли положительно. Недавно Украину посетила делегация AUDI AG, специально изучавшая вопрос предстоящей сборки и посетившая несколько предприятий. Отметим, что данный проект имеет все шансы стать успешным для обеих сторон. Это и неплохой шанс расширить долю рынка AUDI, которая на сегодняшний день занимает 0,59% и имеет рост продаж 120% и возможность нарастить своё присутствие в условиях грядущего пересмотра ввозных пошлин (напомним, что речь идет о 32%) и не только сохранить цены на нынешнем уровне, но и добиться снижения "розницы".

Для AUDI AG данный проект также интересен, поскольку все инвестиционные риски несёт украинский парнер (по такому же принципу создано предприятие "Еврокар" в Закарпатской области). Отметим, что известие о сборке Mercedes-Benz и Opel, в рамках СП "АвтоЗАЗ-Daewoo" так же сыграло свою роль. Осталось лишь дождаться первых AUDI украинской сборки. Тем более, что в ближайшее время в Украине стартует сборка OPEL ASTRA в Запорожье.

Вторая испытанная схема автопроизводства в Украине - крупноузловая сборка российских автомобилей: ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. В её основе лежат послабления, предоставленные Договором о свободной торговле стран СНГ, - многочисленные сборщики автомобилей известных российских марок получают машинокомплекты с минимальными таможенными пошлинами. К тому же, по заверению экспертов, предприятия, выпускающие в год более 1000 автомобилей, освобождаются ещё и от уплаты акцизного сбора. Поскольку спрос на российские автомобили в Украине пока еще достаточно велик (только ВАЗы занимают половину рынка новых легковушек), то их крупноузловая сборка налажена на многих предприятиях страны - луцком ЛуАЗе, херсонском "Анто-Русе", симферопольском "КрымАвтоГАЗе", "Кременчугском автосборочном", киевских авторемонтных заводах. При всём при этом, никому из сборщиков существенно снизить стоимость автомобилей по сравнению с аналогичными импортными не удается. Ведь сумма налогов при импорте на эти машины не такая значительная, как при ввозе престижных иномарок. Поэтому между украинскими сборщиками российских автомобилей и импортерами аналогичной продукции сегодня идёт основная конкурентная борьба на отечественном авторынке.

Таким образом, сборка автомобилей в нашей стране приживается на тех предприятиях, которые пользуются определенными налоговыми льготами. Казалось бы, чтобы попасть в число таких "счастливчиков", лучше всего найти инвестора, готового вложить в производство от 150 млн. долларов. Однако это практически невозможно при нынешних скромных объёмах украинского рынка новых легковушек (всего около 80 тыс., из которых половина - ВАЗы). Ведь завод с массированными капвложениями должен выпускать, по меньшей мере, 100 тыс. автомобилей в год, а отечественный рынок принять их сегодня ещё не в состоянии. Рассчитывать же на экспорт в Россию или страны СНГ бессмысленно - там возведены заоблачные таможенные барьеры для импортных автомобилей. Соответственно, у отечественных автосборщиков, не обремененных льготами, есть два пути для выживания:

И то, и другое сделать очень сложно.

Что же касается крупнейшего российского производителя, то "АвтоВАЗ" признаёт, что Украина - исторически и чрезвычайно важный рынок для предприятия. Украинское население тоже положительно относится к ВАЗ'овским автомобилям.

По объёму продаж Украина - первый по величине экспортный рынок для ВАЗа. В прошлом году здесь было продано около 48 тыс. автомобилей при том, что по оценкам специалистов ВАЗ мог бы продать в Украине до 80 тыс. автомобилей.

Кроме экспорта автомобилей в Украину, "АвтоВАЗ" начал реализовывать сборочный проект на Луцком автозаводе. Украинские партнёры хотят значительно увеличить объёмы производства: согласно планам, в Луцке сборка машин может быть доведена до 20-25 тыс. единиц в год.

Также "АвтоВАЗ" регулярно получает предложения от других украинских предприятий по поводу автомобилей. Но завод не сможет обеспечить всех желающих окрашенными кузовами. Дело в том, что мощности окрасочного комплекса ограничены - 710 тыс. кузовов в год, которые поставляются для нужд головного сборочного конвейера. То есть для полноценного сборочного производства украинские партнёры должны иметь собственный окрасочный комплекс и мощности для сварки кузовов. Таким требованиям на сегодняшний день удовлетворяют лишь немногие украинские предприятия

Что касается украинских импортеров автомобилей, то они начинают судиться с местными госчиновниками, требуя отмены пошлины на импорт российских машин. Украинская компания "Автоинвестстрой" - крупный импортер автомобилей марок ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и ЗиЛ - подала иск в хозяйственный суд Киева, требуя отменить недавнее решение Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) о введении заградительной пошлины на импорт автомобилей. Компания требует пересмотреть вывод комиссии о том, что импорт российских автомобилей является бесконтрольным и создает угрозу украинским производителям. К иску уже присоединились некоторые компании, представляющие интересы российского АвтоВАЗа в Украине.

Никогда и ни в какой развитой стране мира не совпадали и не могут совпадать интересы импортеров и отечественных производителей аналогичного товара.

Не секрет, что законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты относительно государственной поддержки автомобилестроительной промышленности", который, по мнению импортеров, не отвечает потребностям автопроизводителей Украины, после длительной и тщательной проработки с автопроизводителями 21 июня 2001 года был одобрен и принят в первом чтении абсолютным большинством голосов народными депутатами Украины.

Не секрет также и то, что этот законопроект направлен на совершенствование автомобильного рынка в Украине. И становится совершенно ясно, что не количество рабочих мест или локализация автомобильных производств интересует господ импортёров, а рынок.

Цель поднятой шумихи одна - отвлечь внимание общественности, правительства от процесса совершенствования законодательства в интересах государства, используя имя "АвтоЗАЗ-Daewoo", и продолжать ввозить в Украину автомобили "без колёс" для так называемой промышленной сборки, применяя на практике всё ещё существующие недостатки в законах Украины.

Так, согласно Закону Украины "О ставках акцизного сбора и таможенной пошлины на некоторые транспортные средства", акцизный сбор при сборке всего 1000 автомобилей в год равен нулю. Всего 1% пошлины на двигатель и кузов в сборе нужно уплатить в бюджет Украины согласно Закону Украины "О таможенном тарифе Украины".

Что не вызывает сомнений - это то, что украинское законодательство в вопросе стимулирования автопрома страшно далеко от совершенства, и ответ на вопрос: надо ли его менять, очевиден. Менять надо.

Несмотря на то, что бюджет сильно возражает против дотаций и налоговых льгот отдельно взятым предприятиям или отраслям, спор идёт лишь о том, кому достанутся эти льготы.

АвтоЗАЗ хочет избавиться от ненужного ему персонала. Это понятно: работающих должно быть столько, сколько необходимо для эффективного производства. Остальные - балласт. Непонятно только, почему об этом не подумали раньше, когда выбивали льготы.

То же самое касается локализации. Против её обязательности выступает ЕС, и, наверное, от этого условия предприятие стоило бы избавить. Но, чтобы быть до конца последовательным, одновременно выполнить и другое требование ЕС, касающееся льгот по НДС.

Аргументы "корейцы будут возражать" убедительными не кажутся. Несостоятельность их претензий легко объяснить невыполненной предприятием, несмотря на наличие льгот, производственной программой.

А что касается барьеров для входа в отрасль и принципа, в соответствии с которым распределять льготы, - об этом можно спорить. И пока решение, приемлемое для большинства, найдено не будет, ничего менять не нужно. А ещё идея распределять льготы пропорционально удельному весу созданной на украинском автосборочном предприятии добавленной стоимости в розничной цене автомобиля? Чем этот показатель больше, тем больше льгота...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в этой работе показано, что зарубежные автопроизводители ищут пути выхода на украинский автомобильный рынок. Украинский рынок является перспективным и быстрорастущим, что, безусловно, позитивно сказывается на его привлекательности.

Стоит также отметить, что в этой работе не рассматривались вопросы производства отдельных комплектующих (что необходимо для выпуска автомобилей) на территории Украины. Тем не менее, ряд украинских предприятий успешно занимается этим, а это также непосредственно влияет на иностранные инвестиции в автомобильную промышленность и, следовательно, экономику страны.

В заключении хочется отметить, что украинская автомобильная промышленность неминуемо будет развиваться. Конечно, до выпуска нового, доподлинно украинского автомобиля ещё очень далеко, но "отвёрточное" производство иномарок в нашей стране развивается огромными темпами. Что приятно, так это то, что с течением времени всё более и более известные во всём мире автомобильные производители хотят присутствовать и производить на нашем рынке всё более и более дорогие и новые модели своих машин. Очень многовероятен приход нового, экономически более грамотного руководства к украинским автопредприятиям, что неприминуемо должно положительно сказаться на всём украинском автопроме.

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

  1. "Продажа ЗАО "АвтоЗАЗ-Daewoo", 22.01.2003, http://subscribe.ru/archive/economics.news.pressrel/200301/22205551.html

  2. "Еще одна иномарка украинского производства OPEL согласился на полную, а не отвёрточную сборку автомобилей в Украине", 14-18.04.2003, http://www.mirror.kiev.ua/nn/show/439/38232

  3. "АВТОКРАЗ" ПЫТАЕТСЯ ОТСТОЯТЬ УТРАЧЕННЫЕ РЫНКИ", 14.05.2003, http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/archiv/427

  4. "Автомобильная промышленность в Украине", 14.05.2003, http://www.business.dp.ua/rusmach/machdemo/pages/avto.htm

  5. Интервью с почетным президентом корпорации "УкрАВТО" Тариэлом Васадзе, 07.05.2003, http://www.context-ua.com/articles/duel/19052.html

  6. "НОВЫЕ НАДЕЖДЫ «АВТОЗАЗа», или О НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ БОРЬБЫ С БЕЗДЕЛЬЕМ", 16.05.2003, http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/archiv/308

  7. Открытое письмо в газету “БИЗНЕС” Папашева Олега Хайрулловича, председателя совета директоров ЗАО “АвтоЗАЗ-Daewoo”, 18.05.2003, http://www.business.ua/

  8. "Локализуйте глубже", 15.12.2003, http://www.business.ua/i570/a20522

  9. "Із дилерів — у виробники", 23.09.2002, http://www.eurocar.com.ua/publications.asp?puid=16&grid=7

  10. "ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ ОПТИМИСТОВ", 14.05.2003, http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/archiv/332/

  11. "СЕКРЕТЫ ОЖИВЛЕНИЯ УКРАИНСКОГО АВТОПРОМА", 14.05.2003, http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/archiv/392

  12. "УКРАИНСКОЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ: ЖИЗНЬ В ПОЛОСКУ. ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЧЕРНУЮ", 14.05.2003, http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/archiv/213/


Вверх
Диссертация Библиотека Ссылки